Так что же такое - эгрегор? В некотором наиболее общем смысле эгрегоры представляют собой операциональные системы единого компьютерного организма планетарной психосферы (научный эквивалент Планетарного Логоса - Личного Господа Земли, породившего все в ее пределах и управляющего ею испокон веков). Этот эгрегор является самодействующей единицей, т.е. субъектом, индивидуумом, однако по отношению к человеку это некий психоэнергетический сверхорганизм, объять который мыслью и представлением не так уж легко. А мозг самого человека представляет собой некоторое приемо-передающее устройство, в любой момент позволяющее войти в контакт, передать и получить необходимое у определенного эгрегора (как сотрудника, как собеседника, как слуги или как хозяина). Материально-вещественный аналог эгрегора - современная межбанковская компьютерная сеть (разумеется, со всеми клерками, помещениями и наличными деньгами - как единая система) либо телефонная станция Нью-Йорка (естественно, со всеми массивами содержательных интонационных деталей всевозможных переговоров и самими абонентами как физическими лицами). Еще один пример - компьютерная система координации движения электропоездов и тепловозов по всей стране (само собой - со всеми грузами, машинистами, стрелочниками, пассажирами и думающими о них родственниками). Авессалом Подводный определяет эгрегор как "... единый развивающийся объект в Тонком Мире, соответствующий той или иной группе людей или определенной идее" ("Возвращенный оккультизм, или повесть о Тонкой Семерке"). По-видимому, понятие эгрегора разумнее всего определить еще "круче", точнее, шире - реальные эгрегоры (не как модельный конструкт, а как живые организмы социальной реальности) включают в себя как глобальные координационные информационные структуры, так и всю совокупность связанных с ними "материально-вещественных носителей" (людей и вещей), которые в конечном счете тоже являются уплотненными кристаллами телесного вещества самого эгрегора. Хотя при этом разумно выделять "душу" (собственно информационный организм) и "тело" (вещественные структуры) самого эгрегора. Тут уж вопрос из области методологии. Человек есть модельный синтез системных (собственно человеческих), подсистемных (органных и тканевых) и метасистемных (в частности, эгрегоры) качеств и отношений. И если современные ученые позволяют себе рассматривать Землю как живой и самосознающий организм, если многие биофизики вполне серьезно обсуждают возможность исследования самосознания живых клеток, то что мешает нам принять разумность надындивидуальных (эгрегорных) систем, важнейшим элементом которых является сам Человек Разумный! Эгрегорная модель есть ни что иное, как механизм организмического, живого и целостного описания закономерного характера включенности человека, его действий и слагаемой ими судьбы в разумно-организованную жизнь надындивидуального целого, организма более высокого порядка, нежели сам человек. Что ж тут удивительного? Неужели мы всерьез считали себя венцом или (не приведи Господь!) концом Творческой Эволюции!? Кстати, по данным А.Н. Зеленина (1992), в июне 1981 года в докладе, подготовленном учеными для комитета по науке и технике палаты представителей конгресса США, указывалось, что последние эксперименты "... дают основание предположить, что существует некая "взаимосвязь" мозга одного человека с мозгом других людей и с материей... что человеческий разум, возможно, в состоянии получать информацию независимо от географии и времени". Далее в докладе делается вывод, что "всеобщее осознание степени взаимосвязанности мозга разных людей может иметь далеко идущие социально-политические последствия как для нашей страны, так и для всего мира". Как "говорят"... сами эгрегоры - "Сапиенти сат!" - что в вольном переводе на русский означает "Умному - достаточно!"
Как они выглядят, эти эгрегоры?
По-видимому, по-разному, впрочем, как и все в этом живом и беспредельно многообразном мире. На память приходят старые английские стишки, переведенные Маршаком: "Из чего сделаны мальчики...". Элементы связаны как буквы в единой книге, как знаки препинания в тексте, - связаны с автором монографии, с прототипами, с множеством не слишком случайных ассоциаций, время от времени возникавших в сознании писателя в процессе обдумывания и написания книги. Как выглядит эгрегор танкового полка? Танки, ангары, кабинет командира роты и оружейная, а еще письма солдат домой, а еще "заначка" в кармане замполита, а еще... и многое-многое другое. Совсем иначе выглядит единый эгрегор современного предпринимателя - факсы, кредиторы, документы, сотни форм и содержаний, компьютеры, склады и коммерческие магазины, деловой кейс и красивая авторучка, а еще мысли, мысли, мысли. А как выглядит современная политическая партия, если ее рассматривать как единый организм? Ответ ясен - "Смотря какая партия". Порой почти как в эпиграфе к Радищевскому "Путешествию из Петербурга в Москву" - "обло, огромно и лайяй". Тот же монстр, особенно если это партия фашистов или, не дай Бог, "красно-коричневых". Мы попросту никогда не трудимся мыслью - никогда на задумываемся над сосуществующими с нами надындивидуальными организмами. А ведь они совершенно реальны, во всяком случае, не менее, чем мы с вами. И не только реально, но порой и весьма активно управляют нашей с вами жизнью, самосознающи и во многом даже свободны в выборе той или иной стратегии поведения в нашем (или все-таки в их собственном?) мире. Постойте над бурлящим муравейником или над полными озабоченных пчелок ульями и подумайте: сборище отдельных насекомых или единый целостный организм, каждая клеточка которого только кажется отдельным существом... Итак, тема медитаций на тему "эгрегоры и мы" более чем ясна: аналогия клеточки и единого организма (хотя бы на примере организма самого человека: есть мозг, есть кровеносные сосуды, есть органы, вырабатывающие защитные лимфоциты, есть запасники жировой ткани). У всякого элемента - своя функция, и в пределах выполнения этой задачи элемент (относительно) свободен. Но все согласованно движется во благо исполнения самого акта самостоятельного бытия Единого Целого. Эгрегор - это не есть нечто эфемерное. Человек и "мозговой центр" эгрегора сообщаются аналогично периферийному нейрону и мозговым центрам. Но для существования такой "нервной системы" обязательно необходима целая совокупность других тканей, необходим некоторый функциональный контекст, и у всего этого организма, несомненно, наличествуют свои цели, свои методы и свои критерии успеха собственного существования. То есть эгрегор, составляющие его люди и связанная материально-энергетическая жизненная среда образуют реальный организм, функционально-целостный, конкретный, единый, разумный. Человек же включается в эту Целостность в зависимости от своего нравственно-эволюционного уровня на правах вассала либо на правах равноправного сотрудника, а то и друга - и творит волю свою наряду с волей эгрегора. В чем-то люди подотчетны и подвластны эгрегорам, в чем-то - наоборот. Но об этом - после... Таким образом, эгрегоры вовсе не бестелесны. Их физическое тело представлено совокупностью тел людей, вещей и чего угодно, если таковое входит в их состав (к примеру, эгрегор колхоза непременно будет включать в себя всех буренок - и "рекордсменок", и "аутсайдеров"). Но помимо этого "телесного" компонента, есть нечто такое, что понять почти невозможно (стоя на "просто человеческом" уровне развития сознания) - точно так же совокупный организм человека, с точки зрения слагающих его тело клеток, просто одна крупная, могучая такая Клетка, и ничего более. А эта Клетка еще и на работу ходит, и за юбками увивается... Возможен ли диалог эгрегора с человеком? Не просто возможен - жизненно необходим им обоим! Человек, кстати, тоже обязан беседовать со своими собственными органами и клетками, советоваться, как ему лучше позаботиться о них, чего они хотят и вообще - как у них "там" жизнь. С печенью тоже можно поговорить, даже попросить "не болеть" - она слушается. Можно и не разговаривать, вообще не думать о нуждах собственного тела. Но когда оно заболеет и "развинтится" вконец - тогда уж нечего "пить "Боржоми"! Эгрегор, разумеется, на порядки сложнее человека, он включает в свое существо не только множество людей, но и массивы вещей, и эфирно-информационные структуры Пространства. Порой власть эгрегоров простирается далеко за пределы данного региона, а влияние может оказываться ими даже на людей, находящихся и вовсе на другом континенте. Поэтому и связь человека с эгрегором должна быть тонкая, вежливая, нежная и аккуратная. Кстати, это возможно, к примеру, в системах "автомобиль-водитель" (последние просто не говорят о фактах психомеханического взаимодействия, когда разругался на свой драндулет - он и вовсе перестал ездить, - боятся, что упрячут в "психушку", ведь большинство сограждан не так наблюдательны, как профессионалы, еще сочтут "тронувшимися"!). Одним словом, как говаривали китайцы, "у всякой вещи - свой Дао", это и путь, это и линия жизни, это и целостное окружение как продолжение собственного тела, это и определенные жизненные программы. Очень подобны друг другу понятия "Дао" и "Эгрегор", что вполне естественно, ибо Учение Лао-цзы было социальным вариантом Древнего Эзотеризма, лишь часть которого было позволено открыть Мудрецу, да и то для избранных. Все Дао едины и целостны, и все они сливаются в Великом Дао. Но все эти Дао - не математическая линия, не формализм и не воображаемый вектор. Это - Эгрегоры, конкретные, многосоставные, живые и разумные! В свете этого, поверьте, стоит внимательно перечитать трактат Лао-цзы.
ссылка на источник
|